Второй этаж дома хранит личные коллекции Васнецова и весь художественный цикл «Поэма семи сказок»
Просторная и светлая мастерская стала воплощением давней мечты художника. Уже при жизни Васнецова она стала настоящей сокровищницей — здесь хранились картины, над которыми мастер работал на протяжении более тридцати лет, а также предметы из его собственной коллекции: иконы, народные костюмы и изделия декоративно-прикладного искусства.
Поздний период жизни В.М. Васнецова пришелся на трудное для России время. Тяжело переживая войны и революционные потрясения, он создал ряд ярких произведений, в которых воины-змееборцы ведут непримиримый бой за Святую Русь.
В.М. Васнецов
Бой Ивана-царевича с Трехглавым Морским Змеем. 1910–1912
Холст, масло.
В.М. Васнецов
Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. 1918
Холст, масло.
К змееборческой теме относится и картина «Архангел Михаил», задуманная и воплощенная под влиянием трагических событий Первой мировой войны. За основу этого произведения В.М. Васнецов взял текст последней книги Библии – «Откровения Иоанна Богослова». Архангел Михаил, полководец Небесных Сил бесплотных, поражает копьем-молнией змея — князя тьмы. В нижней части картины изображен залитый электрическим светом город, создающий впечатление города будущего. Однако, уже в конце ХIХ – начале ХХ века в России, странах Европы и в Америке происходила электрификация городов, появлялись небоскребы. Художник представил не город будущего, а город настоящего, подчеркнув, что борьба добра и зла не имеет границ во времени.
В.М. Васнецов
Архангел Михаил. 1914–1915
Холст, масло.
Особое место в творчестве Васнецова занял живописный цикл «Поэма семи сказок». Эти картины он писал не на заказ, а для себя. «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный»,«Сивка-Бурка» и «Ковер-самолет» – в сказочных полотнах отражена вся палитра глубоких переживаний мастера: от самых мрачных изображений сил зла до самых светлых и радостных образов добра и любви. Васнецов работал над циклом в течение нескольких десятилетий: с 1880-х годов до последних дней жизни. В 1925 году он писал своему сыну Михаилу:
«А я по мере сил и понемногу двигаю свои сказки — вернее, варианты на русские сказки. В зимнее время приходится работать не более 2-3 часов в день. Хоть на воробьиный шаг, а работа двигается, и то — слава Богу»
В «Поэме семи сказок» Васнецов обратился к сюжетам, знакомым и любимым им с самого детства. Но создавались эти картины не как иллюстрации. Пытаясь постичь самую суть народной души, Васнецов вкладывал в сюжеты, созданные народной фантазией, глубокий духовный смысл.
В.М. Васнецов
Спящая царевна. 1913–1917
Холст. масло.
В.М. Васнецов
Царевна-Несмеяна. 1916
Холст. масло.
В.М. Васнецов
Баба Яга. 1917
Холст, масло.
В.М. Васнецов
Царевна-лягушка. 1918
Холст, масло.
В.М. Васнецов
Кащей Бессмертный. 1917–1919
Холст, масло.
В.М. Васнецов
Ковер-самолет. 1920–1923, 1925
Холст, масло.
В.М. Васнецов
Сивка-Бурка. Начало 1920-х
Холст, масло.
Центральная картина «Поэмы семи сказок» — «Спящая царевна». В ее основу легло, вероятно, произведение В. А. Жуковского, который, в свою очередь, переложил в стихах известный западноевропейский сюжет. Картина замечательна красотой и декоративностью изображенных здесь царского терема и нарядов, в ней передан самый дух народного творчества и русского сказочного фольклора. Вместе с тем, один из главных смыслов картины — ее глубокое духовное содержание. На ступеньках, ведущих к резному деревянному ложу царевны, изображена девочка-семилетка, заснувшая на «Голубиной книге». Раскрытая страница этого древнерусского духовного стиха обращена к зрителю текстом:
«У нас белый свет от суда Божия / Солнце красное от лица Божия / Млад светел месяц от персей Его / Звезды частыя ризы Божии / Ночи темныя /думы Господни / Зори утрени / Очи Господни».
Современники Васнецова считали «Спящую царевну» одним из лучших его произведений.
На мольберте в мастерской осталось последнее произведение мастера — портрет М.В. Нестерова. С Михаилом Васильевичем Васнецова связывала искренняя многолетняя дружба. Рядом, на другом мольберте, помещен портрет Виктора Михайловича, написанный его дочерью Татьяной Викторовной. 65-летний художник запечатлен в красном берете и синей куртке — неизменной одежде, в которой он трудился над своими произведениями в мастерской.